воскресенье, 16 февраля 2014 г.

Профориентационная работа в школе

Профориентация

Модернизация начальной школы требует подъёма качества обучения и воспитания на высоту современных требований. А воспитание детей младшего школьного возраста находится в центре внимания начальной школы, потому что это её самая главная задача. Обучение и воспитание должны быть единым процессом, они должны дополнять, обогащать друг друга и служить единой цели – всестороннему развитию детей.



Актуальность проведения профориетационных занятий в начальных классах


«Беден не тот, у кого ничего нет, а тот, кто не имеет ремесла и старания». Эти слова Р. Фахруддинова ещё раз доказывают о необходимости с малых лет прививать детям трудовые навыки. «Каким бы богатым ни был человек, ему не зазорно заниматься трудом и это нисколько не роняет его достоинства», - писал он. Любить труд, воспитывать уважение к представителям разных профессий, мы начинаем уже в младших классах.

Стадии становления профессионального самосознания

I.  Стадия конкретно-наглядных представлений о мире профессий.
Эта стадия берёт своё начало в возрасте становления самосознания как такового – в 2,5-3 года и продолжается вплоть до начала подросткового возраста (10-12 лет). В процессе развития ребёнок насыщает своё сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия шофёра, медсестры, учителя, бухгалтера и др., основываясь на наблюдении за взрослыми. В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, то есть определяющей развитие школьника, важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений ребёнка.
На этой стадии создаётся определённая наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, ребёнок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.

II.  Стадия профессионального самопознания.
Освоив определённые представления о разнообразных профессиях, школьнику необходимо их как-то использовать. Большинство подростков ещё не могут реализовать себя, даже частично, в той или иной профессиональной сфере потому, что у них нет достаточного количества ресурсов: знаний, умений и готовности. Но у них есть сильно выраженная потребность в самопознании, обусловленная новой ведущей деятельностью – общением со сверстниками. Именно это создаёт запрос на самопознание, - в том числе и на самопознание в профессиональной сфере. На этой стадии занятия характеризуются направленностью на выявление собственных качеств, имеющих отношение к той или иной профессии, прояснение их содержания, оценке их уровня развития. К завершению этой стадии (примерно в 14-16 лет) у подростка формируются первичные ожидания от профессии и от себя в профессии.

III.  Стадия профессионального самоопределения.
Здесь завершается процесс становления профессионального самосознания. И важно отметить, что эта стадия у большинства школьников находит своё развитие и после школы! И именно профориентацонные занятия могут содействовать осмысленному выбору школьником своего профессионального пути. Данная стадия характеризуется наличием сформированного маршрута в овладении профессией, в наличии устойчивых интересов в связи с профессией и осознанием определённых личностных изменений, обусловленных требованиями профессии.

Итак, в младшем школьном возрасте профориентационные занятия направлены на создание у детей конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Именно эти представления создают психологическую основу для дальнейшего развития профессионального самосознания. Для этой цели и предназначены профориентационные занятия в начальной школе.