среда, 2 апреля 2014 г.

3 апреля - Именины Водяного


Именины Водяного иногда называют Водополом, Переплутом, Никитой Водополом, однако его суть остается неизменной. Повелось, что весной, в третий день цветения, жители Древней Руси привечали пробуждение от спячки всей водной живности – Водяного, русалок и других. Считалось, что вместе с пробуждением природы и наступлением весны просыпается от спячки Водяной, который за долгую зиму проголодался и ослаб. Проснувшись, Водяной ищет, чем бы поживиться, после чего идет оглядывать свое водяное царство: все ли с ним в порядке.
В полночь в этот день рыболовы приходили к водоемам, чтобы прикормить дедушку-Водяного лакомствами и тем самым задобрить. Поговаривают, что когда-то рыбаки угощали Водяного лошадью: они топили животное в воде и приговаривали своего рода заклинание. Специально для этого случая рыбаки покупали у цыганского табора самую старую, слабую, негодную лошадь.
После того, как добрый гостинец принимается Водяным, дух смиряется, переманивает к себе рыб из других рек, стережет косяки, спасает рыболовов от потопления и бурь, не рвет бредней и неводов.
В некоторых областях рыболовы в качестве подношения выливают в реку масло с просьбой любить и жаловать семью.
Где-то в это время славяне ожидали ледохода и последующего разлива рек. Согласно старинной примете, если в этот день принести Водяному корм, а лед не тронется, улов будет плохой.


Водяной как он есть

Водяного представляли как обрюзгшего пучеглазого старика с рыбьим хвостом, зелеными усами и большой окладистой бородой. С головы до хвоста он опутан тиной. Он мог оборачиваться бревном, утопленником, крупной рыбой, лошадью и даже ребенком.

Также Водяной мог выступать в облике мужчины с чертами животного. Например, на голове могли быть рога, а вместо рук – лапы. Кроме того, он оборачивался безобразным стариком, с левой ягодицы которого постоянно капала вода.

Из воды Водяной выходит редко. Излюбленное место обитания – речные омуты, область около водяных мельниц. Он предпочитает ночевать под мельничным колесом, потому как струя воды вымывает приятные для него глубокие омуты.

Любимая рыба – сом, на которой он разъезжает. Именно она доставляет ему утопленников, за что ее прозвали «чертовой лошадью». Оказавшись во власти духа, утопленники прислуживают Водяному.

Как водный дух, Водяной требует к себе уважения. В противном случае месть его страшна: он разгоняет рыбу, портит мельницы и даже покушается на человеческую жизнь.

Водяные утаскивали людей на дно, в свои жилища, топили купающихся, запугивали их. Эти поверья сопоставимы с легендой о поддонном, водяном, морском царе в русских былинах о Садко. А вот в народных сказках Водяной обычно схватывает жертву, когда она пьет у колодца или из ручья, а также требует у захваченного купца или царя сына в залог.

Водяному приписывают власть над водой, русалками и прочими водяными жителями, которые не являются самобытными божествами. На дне озер и рек Водяные пасут стада своих "коров" – карпов, лещей, сомов.

Вообще Водяной – добрый старик, только вот иногда он не может удержаться от того, чтобы затащить на дно зазевавшегося человека просто так, для развлечения.

день цветения, жители Древней Руси привечали пробуждение от спячки всей водной живности – Водяного, русалок и других. Считалось, что вместе с пробуждением природы и наступлением весны просыпается от спячки Водяной, который за долгую зиму проголодался и ослаб. Проснувшись, Водяной ищет, чем бы поживиться, после чего идет оглядывать свое водяное царство: все ли с ним в порядке.

В полночь в этот день рыболовы приходили к водоемам, чтобы прикормить дедушку-Водяного лакомствами и тем самым задобрить. Поговаривают, что когда-то рыбаки угощали Водяного лошадью: они топили животное в воде и приговаривали своего рода заклинание. Специально для этого случая рыбаки покупали у цыганского табора самую старую, слабую, негодную лошадь.

После того, как добрый гостинец принимается Водяным, дух смиряется, переманивает к себе рыб из других рек, стережет косяки, спасает рыболовов от потопления и бурь, не рвет бредней и неводов.

В некоторых областях рыболовы в качестве подношения выливают в реку масло с просьбой любить и жаловать семью.

Где-то в это время славяне ожидали ледохода и последующего разлива рек. Согласно старинной примете, если в этот день принести Водяному корм, а лед не тронется, улов будет плохой.


Водяной как он есть

Водяного представляли как обрюзгшего пучеглазого старика с рыбьим хвостом, зелеными усами и большой окладистой бородой. С головы до хвоста он опутан тиной. Он мог оборачиваться бревном, утопленником, крупной рыбой, лошадью и даже ребенком.

Также Водяной мог выступать в облике мужчины с чертами животного. Например, на голове могли быть рога, а вместо рук – лапы. Кроме того, он оборачивался безобразным стариком, с левой ягодицы которого постоянно капала вода.

Из воды Водяной выходит редко. Излюбленное место обитания – речные омуты, область около водяных мельниц. Он предпочитает ночевать под мельничным колесом, потому как струя воды вымывает приятные для него глубокие омуты.

Любимая рыба – сом, на которой он разъезжает. Именно она доставляет ему утопленников, за что ее прозвали «чертовой лошадью». Оказавшись во власти духа, утопленники прислуживают Водяному.

Как водный дух, Водяной требует к себе уважения. В противном случае месть его страшна: он разгоняет рыбу, портит мельницы и даже покушается на человеческую жизнь.

Водяные утаскивали людей на дно, в свои жилища, топили купающихся, запугивали их. Эти поверья сопоставимы с легендой о поддонном, водяном, морском царе в русских былинах о Садко. А вот в народных сказках Водяной обычно схватывает жертву, когда она пьет у колодца или из ручья, а также требует у захваченного купца или царя сына в залог.

Водяному приписывают власть над водой, русалками и прочими водяными жителями, которые не являются самобытными божествами. На дне озер и рек Водяные пасут стада своих "коров" – карпов, лещей, сомов.

Вообще Водяной – добрый старик, только вот иногда он не может удержаться от того, чтобы затащить на дно зазевавшегося человека просто так, для развлечения.